Восстановление речи после инсульта

Разные формы нарушений мозгового кровообращения зачастую сопровождаются нарушением речевых функций. Восстановление речи после инсульта – это одна из основных задач врача и близких больных. Для этого используется ряд консервативных методик, которые направлены на работу с пациентом в стационарных и амбулаторных условиях.

Почему нарушается речевая функция?

При нарушении мозгового кровообращения развиваются расстройства различных функций организма. Нарушенная речь после инсульта отмечается при поражении соответствующих структур, во время которого наблюдается атрофия нервных клеток.

В отделах левого полушария головного мозга находится 2 зоны, отвечающие за функционирование речевого аппарата. Одной из них является моторный центр Брока. Он расположен в заднем отделе третьей лобной извилины, благодаря чему образует передний речевой центр.

Эта структура отвечает за воспроизведение устной и письменной речи вследствие подачи сигналов, приводящих мышечные волокна в движение, а также язык жестов.

Восстановление речи после инсульта

Вторая зона является сенсорной и носит название центра Вернике. Она располагается в верхней височной извилине. Её функцией является хранение информации и построение предложения из отдельных слов или словосочетаний. Также она связана со слухом, памятью и возможностью распознавания объектов.

Помимо этого, врачи выделяют 2 структуры, которые принимают участие в речевых нарушениях. К ним относятся:

  • зрительная кора;
  • слуховая кора.

При обширных инсультах в связи с близким расположением этих структур возможно поражение сразу нескольких зон, которые отвечают за речь.

Полезная информация У левшей нарушения речевого аппарата вследствие инсульта могут отмечаться в любом из полушарий. Левосторонние расстройства переносятся гораздо легче благодаря сглаженной клинической картине. Это обусловлено локализацией речевого центра:

  • в 60% случаев – слева;
  • в 20% – справа;
  • в остальных случаях – между двумя полушариями.

Виды нарушений речи

Выделяют 3 типа нарушений речи после перенесённого инсульта. К ним относятся:

  • дизартрия;
  • афазия;
  • диспраксия.

Во время поражения структур головного мозга может отмечаться слабость речевых мышц, что называется дизартрией. Она не оказывает влияние на подбор нужных слов и понимание речи.

Прогрессирование патологических процессов приводит к изменениям в голосе. Это проявляется отсутствием чёткости произношения букв и звуков.

В тяжёлых случаях развиваются затруднения в дыхании, при которых пациенту не хватает выдыхаемого воздуха для произношения предложений.

Афазия после инсульта является одним из наиболее распространённых видов речевых расстройств. Больные с этим нарушением теряют возможность понимать речь окружающих, а также забывают, как писать и читать. При этом когнитивные функции пациента сохранены. Данное расстройство делится на 3 типа:

  1. Сенсорная афазия. При её наличии человек перестаёт понимать речь окружающих людей.
  2. Моторная афазия. В этом случае пострадавший понимает смысл сказанного, но не может выразить свои мысли словами.
  3. Тотальная афазия. Она совмещает в себе аспекты сенсорных и моторных нарушений.

Восстановление речи после инсульта

Диспраксия– это нарушенная речь после инсульта, которая заключается в расстройствах моторики и координации мышечных волокон лица или языка. Мышцы двигаются без определённой последовательности, необходимой для воспроизведения звуков. Пациенты могут повторять 1 слово несколько раз для того, чтобы исправить артикуляцию.

Методы восстановления

Реабилитация речевого аппарата пациентов после перенесённого инсульта проводится путём активного участия больных и комплексного применения различных методов лечения. К ним относятся:

  • медикаментозные препараты;
  • посещения логопеда;
  • использование специальных упражнений;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • скороговорки;
  • оперативные вмешательства.

Препараты для восстановления речи

Одним из главных методов реабилитации речевого аппарата человека, который перенёс инсульт, является медикаментозная терапия. Действие препаратов направлено на активизацию метаболизма в клетках головного мозга и улучшение общего состояния пациента. Основными группами лекарств в этом случае выступают:

  1. Препараты, восстанавливающие кровообращение в поражённых участках головного мозга. К ним относятся Глицин и Церебролизин.
  2. Антиагреганты. Среди них чаще всего используют Аспирин и Тиклид.
  3. Антикоагулянты. Они способствуют снижению риска образования тромбов. Наиболее эффективными при инсульте являются Варфарин и Финилин.
  4. Ноотропные препараты. Эти средства нормализируют метаболизм. Выраженным лечебным эффектом при поражениях нервных клеток обладают Цераксон и Пирацетам.

Восстановление речи после инсульта

Для большинства пациентов нарушение речи после инсульта является тяжёлым испытанием, которое сопровождается депрессивными состояниями и нервными срывами. В этом случае врачами назначаются:

  • успокоительные – настойка валерианы, Персен;
  • антидепрессанты – Адаптол, Ново-пассит, Гидазепам;
  • снотворные препараты, обладающие седативным эффектом, — Золпидем, Феназепам.

При тотальной форме афазии эффективно используется Донезепил. Препарат Мемантин в комплексе с посещением логопеда позволяет повысить активность регенеративных процессов в повреждённых тканях.

Помощь логопеда

Первый этап восстановления речи у пациентов после инсульта заключается в устранении органических повреждений и сохранении жизненно важных функций организма. Период реабилитации начинается спустя 1-2 недели после произошедшего в случаях, когда состояние больного стабилизировано. При отсутствии этого условия к процедурам возврата речи возвращаются через 2-3 месяца.

Логопед может подсказать, как восстановить речь после инсульта путём создания индивидуальной программы реабилитации. Первое время он должен контролировать выполнение больным необходимых упражнений. В некоторых случаях врач вызывается на дом для создания пациенту наиболее благоприятной атмосферы. При наличии успехов реабилитационная работа переносится в кабинет врача.

Для получения максимального эффекта необходимо придерживаться всех предписаний лечащего специалиста и заниматься на протяжении длительного периода времени. Основные методики логопедического лечения заключаются в стимуляции разных структур головного мозга. Чаще всего используют следующие типы упражнений:

  1. Семантические. Они созданы для активизации мышления и нахождения новых смыслов в абстрактных ситуациях. Примером этому является продолжение предложений или ассоциативного ряда. Также пациенты могут общаться с врачом на нейтральные тематики.
  2. Фонетические. Их целью заключается в восстановлении нормальной иннервации и контроле лицевых мышц. Пациентам предлагают повторять определённые звуки, которые принадлежат к одной категории. Эти упражнения также являются важным диагностическим моментом при оценке тяжести речевых расстройств. При позитивной динамике в выполнении простых заданий больные начинают повторять стихотворения и скороговорки.
  3. Образные, наглядные. Людям с сенсорным типом афазии предлагают рассматривать иллюстрации из книг, а также карточки с картинками. Эта группа упражнений необходима для побуждения образования последовательности мышления.Восстановление речи после инсульта
  4. Творческие. Данные занятия сопровождаются использованием пения, прослушивания классической музыки и арт-терапией.

Во время проведения упражнений врач должен быть максимально дружественен к больному. Это заключается в чётком и громком произношении слов, вежливом общении и проявлении терпения. Данная особенность важна для пациентов, которые стесняются своего положения, беспомощности или испытывают депрессивный настрой. Комфортные взаимоотношения в этом случае станут залогом успешной реабилитации.

Специальные упражнения

Все пациенты с различными формами афазий должны выполнять комплекс специальных реабилитационных упражнений. Это обусловлено тем, что более 80% нарушений речи после инсульта составляет смешанный тип расстройств. Одно занятие должно включать в себя не менее 10 упражнений. Техника их выполнения:

  1. Нижней губой нужно захватить верхнюю губу и подтянуть её вверх.
  2. Необходимо свернуть губы в трубочку и удерживать в таком положении 5-10 секунд.
  3. Открыть рот, голову вытянуть вперёд и максимально выдвинуть язык с ротовой полости, после чего задержаться в таком положении на несколько секунд.
  4. По 8-10 раз облизать нижнюю, а затем верхнюю губу сначала слева направо и наоборот.
  5. Скрутить язык в трубочку, вынуть изо рта и зафиксировать в таком положении на 5-10 секунд.
  6. Несколько раз облизать губы языком по часовой стрелке, а затем против неё.
  7. При закрытом рте завернуть язык наверх и постараться дотянуться к мягкому и твёрдому нёбу.
  8. Закрыть рот, после чего попытаться улыбнуться с медленным размыканием губ, показав все зубы.
  9. Высунуть язык изо рта и создать шипящий звук.
  10. Сделать воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканьем.

Нужно помнить, что каждое упражнение необходимо повторять курсом по 8-10 раз. Максимальный эффект достигается при регулярности тренировок и соблюдении техники выполнения процедур.

Массаж

Структуры головного мозга осуществляют контроль всех функций человеческого организма. При кровоизлияниях в определённые участки возможно нарушение речи при инсульте. С этой целью используются специальные массажные техники, которые могут улучшить кровообращения в зонах поражения и устранить спазмы мышц рта, отвечающих за артикуляцию. Для этого применяют:

  • массаж активных точек;
  • растирание и поглаживание поражённых мышц.

Восстановление речи после инсульта

Физиотерапия

Физиотерапевтические методики используются с целью корректировки артикуляции и стимуляции мышечных волокон. Наиболее эффективными процедурами для восстановления речи после инсульта являются:

  • электрофорез;
  • магнитная терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция.

Скороговорки

Эта методика отлично используется для восстановления дикции после перенесённого приступа. При подборе скороговорок для пациентов необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо начинать с предложений, которые состоят из нескольких слов. Примером этого может служить скороговорка “Пошла Поля полоть в поле”.
  2. При положительной динамике нужно постепенно добавлять буквы и слова. Например, после изучения части скороговорки “Полили ли лилию? Видели ли Лидию?” можно добавить “Полили лилию, видели Лидию”.
  3. Стоит прибавить занятиям элементы игры. Можно разучивать скороговорки вместе с пострадавшим, показывать ему уместные иллюстрации, а также помогать строить логические цепочки с помощью окружающих предметов.

Оперативное вмешательство

К хирургическим манипуляциям обращаются в случаях, когда консервативные методы восстановления не дают благоприятного результата. Операции проводятся только после ишемических инсультов.

С целью восстановления речевого аппарата используется вмешательство, направленное на формирование экстра-интракраниального анастомоза.

Это означает, что в ходе операции врачи создают дополнительные соединения между речевой зоной мозга и здоровым церебральным сосудом в обход повреждённых структур.

В конечном итоге происходит восстановление кровообращения в поражённых речевых зонах. Выраженный положительный эффект отмечается у 25-30% пациентов, поэтому риск оперативного вмешательства превышает его пользу.

Восстановление речи после инсультаЗанятия в домашних условиях

После выписки со стационара и перехода на амбулаторное лечение нужно придерживаться рекомендаций специалистов. Они подскажут, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. Это приведёт к ускорению восстановления речевого аппарата пострадавшего. При общении с ним нужно:

  • говорить медленно, без повышения голоса;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать время для построения ответа;
  • не исправлять человека, пока он не попросит.

Необходимо помнить, что при речевых нарушения интеллектуальные способности пациента остаются неизменными. Во время занятий нужно обращать на следующие моменты:

  • желательно говорить короткими предложениями, на которые можно ответить одним словом;
  • резко не менять тему занятия или разговора;
  • применять визуальные приёмы общения;
  • исключить воздействие отвлекающих факторов.

Занятия в домашних условиях требуют выдержки и терпения от близких людей больного. Тем не менее, регулярные тренировки с использованием дыхательной гимнастики и комплекса упражнений лечебной физкультуры, игры в шашки, написания текстов, чтение стихов, игры в слова и разучивания песен со временем приведёт к положительной динамике, что благоприятно скажется на состоянии пациента.

Народные средства

В некоторых случаях для повышения эффективности лечения врачи могут назначать использование рецептов народной медицины. К наиболее эффективным нетрадиционным средствам для восстановления речи после инсульта относятся:

  1. Хвойные ванны. Они используются для нормализации эмоционального фона. Благодаря содержанию эфирных масел ванночки для ног способны оказать расслабляющий эффект.
  2. Мумиё. Это средство нужно принимать по 1-1,5 мг ежедневно на протяжении двух недель. В большинстве случаев требуется несколько курсов с перерывом в 1-2 недели.Восстановление речи после инсульта
Читайте также:  Микроинсульт: признаки, симптомы и последствия

Эти средства способствуют восстановлению речи после инсульта. Перед их использованием рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы предотвратить развитие возможных осложнений.

Сколько потребуется времени на восстановление

Восстановление речи после инсульта

Сроки восстановления речи после инсульта могут зависеть от площади поражений и речевых зон, которые пострадали вследствие расстройства кровотока в головном мозге.

Полезная информация При незначительных повреждениях реабилитация пациента занимает 3-6 месяцев.

Для обширных форм инсультов характерен длительный период реабилитации, который занимает от полугода до 2-3 лет

Стоит помнить, что реабилитация пациента с речевыми расстройствами является длительным и трудоёмким процессом.

Он требует сил и выдержки, а также затрат большого количества времени. Самоотдача и соблюдение предписаний лечащего врача приведёт к положительной динамике, что улучшит состояние пострадавшего и повысит качество его жизни.

2897 оценок

Источник: https://nervy-expert.ru/insult/posledstviya-insulta/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/

Восстановление речи после инсульта — что делать, рекомендации

Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.

Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.

Виды нарушений

Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.

После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.

Афазия

Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.

По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:

  • Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
  • Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
  • Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
  • Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.

Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.

Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.

Дизартрия

Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.

Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.

Диспраксия

Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.

Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.

Причины речевых нарушений

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Особенности восстановительного процесса

Восстановление речи после инсульта

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

Что такое спинальный инсульт. Особенности

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Взаимодействие с пострадавшим

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова. Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.

Восстановление речи после инсульта Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Занятия с логопедом

До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

Восстановление речи после инсульта

Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

Принципы организации домашних занятий

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Характеристика заболевания обширный инсульт и его последствия

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Восстановление речи после инсульта

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Врачебные назначения

Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Народные средства

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Читайте также:  Артериальная гипотензия: симптомы и лечение у детей и взрослых

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Скорость восстановления речи

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

Прогноз

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

Источник: https://neuromed.online/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/

Как быстро восстановить речь после инсульта в домашних условиях

Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.

Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.

Общие правила и рекомендации

Восстановление речи после инсульта

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.

Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий.

Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия.

Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.

Восстановление речи после инсульта

После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Классификация и симптомы речевых нарушений

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.

  Диета при ишемическом и геморрагическом инсульте

Восстановление речи после инсульта

Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.

Восстановление речи после инсульта

Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Причины нарушения речи при инсульте

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Источник: https://vitamozg.ru/terapiya/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta

Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта

Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.
Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.

Почему при инсульте больной утрачивает способность разговаривать

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;псевдобульбарная;мозжечковая;корковая;подкорковая;экстрапирамидная.

Диспраксия

– утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности;ухудшение работы органов чувств;физическая и психологическая усталость;снижение памяти и концентрации внимания;проблемы с глотанием.

Сколько времени требуется для частичного и полного восстановления речи после инсульта

Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.
Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.

Основные способы лечения нарушений речи после ишемического и геморроидального инсультов

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов;скороговорки;проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;магнитотерапия;занятия с логопедом;сеансы психотерапии;музыкотерапия;занятия с логопедом;дыхательная гимнастика;иглотерапия;массаж лица и языка;рефлексотерапия;миостимуляция мышц.

Медикаментозные препараты для восстановления речи в период реабилитации после инсульта

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Группы препаратов

Назначениеантидепрессантыборьба с депрессией и стрессамиседативные препаратыуспокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного снанейропротекторы

сохранение строения и функций нейроновантикоагулянтыпрепятствование тромбообразованию, разжижение кровиноотропыулучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

Народные средства для восстановления речи при нарушении кровообращения головного мозга

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте.

Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи.

Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:

шалфей;алоэ;чистотел;арника;полынь;лофант;подорожник;боярышник;зверобой;пустырник;земляника;шиповник;тысячелистник;еловые шишки;серый желтушник;укропные семена;скорлупа кедрового ореха;календула;василек;зоря лекарственная;чернокорень;донник;корень синюхи;мята;первоцвет;чернобыльник.

Типы массажей для реабилитации речевого аппарата после инсульта

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции.

Читайте также:  Недостаточность аортального клапана: 1,2,3 степени, лечение, симптомы и причины

Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом.

Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.

Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

Какие упражнения помогают восстановить способность разговаривать

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.

В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  • Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  • Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  • Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  • Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  • Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  • Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  • Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  • Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
  • Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  • Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

Скороговорки разной степени сложности для улучшения речи после инсульта

Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.

Список простых скороговорок:

  • Петр Петру пек пироги.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Купила бабуся бусы Марусе.

Список скороговорок средней степени сложности:

  • Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.

Список сложных скороговорок:

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

ЗаключениеНарушение речи является одним из признаков и последствий ишемического и геморроидального инсультов. Восстановление нормальной работы речевого аппарата всегда требует времени, однако не во всех случаях удается полностью вернуть утраченные навыки. Реабилитация включает прием лекарств, массажи, упражнения и другие методы. Также не стоит забывать, что восстановление лучше всего будет проходить, если больной регулярно будет слышать речь и постепенно становиться таким же участником разговора, как и все остальные

Цитаты врачейОжегина Ольга Сергеевна:«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе.

В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи.

Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»

Наталья Игоревна Кулакова:«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»

Реабилитационные центры после инсульта

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ba3d4c4d322e700a9eb902b/5ba3d4d4c071d300ab51b643

Восстанавливается ли речь после инсульта

При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

  • Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:
  • Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:
  • Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.
  • Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:

Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

  • Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

    1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
    2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
    3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

    Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

    • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
    • Пошла Поля полоть в поле.
    • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Вавилу ветрило промоклосквозило.
    • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

    Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

    Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

    Применение народных средств

    В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

    • шишки сосны;
    • калина;
    • чабрец;
    • можжевельник;
    • шиповник;
    • земляника;
    • календула.

    Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

    Помощь логопеда после инсульта

    Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

    • оценка речевых нарушений;
    • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
    • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

    Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

    Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

    Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

    Вспомогательные инструменты

    На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

    Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

  • Источник: https://cardiologiya.com/lecheniye/terapiya/vosstanavlivaetsya-li-rech-posle-insu.html

    Ссылка на основную публикацию